Вентиляция в магазине
Система вентиляции супермаркетов
Для начала напомним, какие функции должна выполнять вентиляционная система в любом здании, где есть люди, в том числе в супермаркете.
Первое — это, безусловно, поддерживать уровень CO₂. Углекислый газ неизбежно накапливается там, где есть человек, поскольку кислород мы вдыхаем, а CO₂ — выдыхаем. Оптимальный уровень содержания двуокиси углерода для помещений, где пребывают люди — не выше, чем 600-800 ppm.
Вторая важная функция вентиляции — поддерживать нормальное содержание влаги. Как излишне влажный, так и слишком сухой воздух вредит человеку. Но в контексте нашей темы важно упомянуть, что во многих торговых залах супермаркета влажность или сухость может повредить товар. Если в наличии на торговых полках изделия из бумаги (канцтовары, книги), ткани (одежда), дерева (мебель) — они первые могут испортиться.
И, наконец, еще одна задача любой системы вентиляции — выведение запахов из помещения. Тут также в приоритете комфорт посетителей. Как в продуктовых, так и в не продуктовых магазинах могут храниться товары, которые имеют определенный запах.
Накопление запахов еды в супермаркете — явление неприятное. А вот запахи в хозяйственных магазинах (например, от лакокрасочной продукции) могут быть даже опасными для человека (особенно для персонала, который пребывает в помещении много часов). Кстати, излишняя влага, повышение CO₂ и повышенная температура приводят к возникновению «тяжелого» застоявшегося воздуха с неприятным запахом.
Для того чтобы все вышеупомянутые задачи выполнялись, вентиляционная система должна выводить отработанный воздух и подавать свежий в равных количествах. Необходимые объемы воздуха (и, как следствие, мощность вентиляционных установок) рассчитываются по количеству воздуха на одного человека в час или по кратности воздухообмена. Кратность означает количество полных обновлений воздуха в помещении в течение часа.
Система может быть реализована разными способами — все будет зависеть от конкретного объекта. Для одних случаев проектировщики посоветуют комплексную приточно-вытяжную установку, которая и выводит воздух, и обеспечивает приток. В некоторых ситуациях в супермаркете лучше ставить отдельное вытяжное и приточное оборудование.
Выгодна ли вентиляция в магазинах?
Начнем с обратного: выгодно ли НЕ устанавливать вентиляцию в магазинах?
Выделим основные риски:
- Потеря лояльности посетителей. Многие клиенты скорее выберут вашего конкурента, если в его магазине будут условия, при которых они не спеша смогут ознакомиться с товарами в наличии.
- Нарушение закона. Да, именно так — любое помещение для торговли должно быть оборудовано инженерными системами согласно ДБН (Державним Будівельним Нормам). И несоблюдение норм по температуре, уровню углекислого газа, влажности в торговом зале обнаружится при первой же проверке.
- Репутация плохого работодателя. Очень часто смены в магазинах длятся по 10-12 часов. Но даже если это стандартный восьмичасовой рабочий день, пережить его в помещении без свежего воздуха будет проблематично. Не удивляйтесь, если удержать сотрудников на таком рабочем месте будет сложно.
- Порча товара. Мы уже отмечали, что на продукцию может влиять повышенная или пониженная влажность воздуха.
Подводя итоги, в торговом помещении без вентиляции будут низкие продажи, а товар может испортиться. Персонал и покупатели будут обходить магазин стороной, а проверочные инстанции рано или поздно выпишут штраф.
А теперь зададим вопрос по-другому: какой должна быть вентиляция, чтобы она приносила выгоду?
Тут есть однозначный ответ: система должна иметь рекуперацию тепла и холода.
Это означает, что приточно-вытяжная система не выбрасывает нагретый или охлажденный воздух, а снимает его энергию для нагрева или охлаждения поступающего воздушного потока.
В идеале, в помещении должна повторно использоваться также влага из отработанного воздуха. Благодаря наличию энтальпийного рекуператора это возможно.
Компания DBUY рекомендует не экономить на вентиляции, тем более в коммерции, где каждый квадратный метр площади приносит доход. Тем не менее, мы поможем вам подобрать оборудование для любого бюджета и магазина.
Нормы и стандарты для систем вентиляции торговых помещений
О нормах вентиляции и кондиционирования магазинов, супермаркетов и других торговых помещений можно узнать из ДБН В.2.2-23:2009 Дома и сооружения ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ.
Нам интересны ключевые требования к проектированию, и мы расскажем о них далее.
1. Проектирование вентиляции в домах, где расположены торговые предприятия выполняется согласно СНиП 2.04.05. Системы кондиционирования проектируются по заданию проектирования.
2. В торговых помещения системы вентиляция и кондиционирования выполняют гигиенические требования по:
- температуре воздуха,
- относительной влажности воздуха,
- движению воздуха,
- кратности воздухообмена,
- содержанию химических веществ в воздухе.
3. Вентиляционные системы супермаркетов и магазинов, расположенных в жилых домах, проектируют отдельно от систем вентиляции самого дома.
4. Кондиционирование и вентиляцию в мебельных, ювелирных, книжных, музыкальных, спортивных магазинах, а также в магазинах техники рассчитывают по площади 6 м2 на человека. В других торговых помещениях — 5 м2 на человека.
5. В проекте приточно-вытяжной вентиляции для торговых объектов предусматриваются одинаковые объемы вытяжного и приточного воздуха.
6. Если магазин или супермаркет находится в жилом доме, шумность вентиляционных систем должна быть на 5 дБА ниже норм для ночного периода в жилых помещениях.
7. Если торговая зона находится на подземном уровне, в нем обязательно предусматривается наличие принудительной приточно-вытяжной вентиляции. Воздухообмен для нее определяется по расчету, однако не меньше 30 кубов воздуха на покупателя и 60 кубов на работника.
8. При проектировании вентиляции и кондиционирования воздуха следует избегать увлажнения, которое может стать причиной грибка и плесени.
9. Для залов с продовольственными и непродовольственными товарами системы вентиляции проектируются раздельно.
10. В торговых зонах, где проводится продажа бытовой химии, не допускается рециркуляция воздуха.
Виды систем вентиляции для магазинов и супермаркетов
При подборе оборудования для систем вентиляции учитываются требования по мощности установок и площадь помещения. Также важную роль играют планировки супермаркетов, магазинов и торговых центров, поскольку, как уже было сказано ранее, для некоторых зон нужно проектировать отдельные системы вентиляции и кондиционирования воздуха.
Рассмотрим основные варианты систем вентиляции.
1. Огромные торгово-развлекательные центры, супермаркеты.
В 9 из 10 случаев оптимальное решение для данных проектов — центральная установка большой мощности, которая обеспечивает приточно-вытяжную вентиляцию и кондиционирование воздуха.
Система может поставлять колоссальные воздушные массы — свыше 40-50 тысяч кубометров. Этого хватает, чтобы обеспечить свежим прохладным воздухом многотысячную квадратуру ТРЦ или супермаркета.
Расчет такой системы вентиляции проводится по нормам ДБН; системы кондиционирования — по теплопритокам.
В чем преимущества этих установок?
- высокая производительность и энергоэффективность;
- удобное централизованное управление;
- более дешевая стоимость реализации, по сравнению с установкой большого количества мелких систем;
- окружающая среда не влияет на работоспособность устройств, поэтому их можно ставить на улице.
2. Средние и маленькие торговые помещения.
Зависимо от площади, подбирается приточно-вытяжная вентиляция и система кондиционирования. Это может одна вентиляционная установка и кондиционеры в каждую зону (канальные, настенные или кассетные).
Вентиляция любого масштаба может быть оборудована системой рекуперации. Без нее в торговых центрах огромное количество энергии, потраченное на подогрев или охлаждение воздуха будет выбрасываться на улицу. В небольших магазинах ситуация такая же, поэтому решение с рекуперацией воздуха в любом случае сохранит ваши деньги.
Установка систем вентиляции
Этапы проектирования и обустройства систем вентиляции в магазине мало отличаются от того же процесса в жилом или промышленном помещении.
Оборудование подбирается согласно требованиям в проекте.
При монтажных работах специалисты руководствуются тем же проектом, но также берут во внимание рекомендации компании-производителя вентиляционного оборудования.
DBUY не только поможет с проектом и покупкой качественных вентиляционных установок. Также мы делаем подробные задания для монтажников, благодаря которым установка проходит без сложностей и заминок.
Вентиляция в магазинах — это инженерная система, от которой нельзя отказываться ни в коем случае. Наличие качественной системы вентиляции гарантирует, что покупатели не будут избегать ваш торговый объект во время шопинга.
Подбор вентиляционной системы зависит от квадратуры. В больших магазинах зачастую ставятся мощные установки 2-в-1 — для вентиляции и охлаждения. В меньших — отдельно приточно-вытяжное оборудование и кондиционеры. В обоих случаях система рекуперации поможет сохранить энергию и деньги.